Дела личные привели меня на довольно долгое время в Москву. Среди прочего я планировала побывать в каком-нибудь московском лоскутном клубе. А так как мои подруги по лоскутному Интернету были членами Клуба «Соцветие», то само собой я хоть и не сразу, но все-таки попала туда.

Не каждый клуб может похвастаться такой выставочной программой, такими мастер-классами известных и пока мало известных, но уже со своим почерком мастеров - на такие мастер-классы надо записываться заранее. Встречи с лоскутницами из разных городов России, Германии, Японии – это обычная жизнь клуба.
Поэтому вполне заслуженно сказать о его руководителе - Галине Степановой. Она и сама увлечена лоскутным шитьем, и энергией обладает достаточной для того, чтобы привлекать к лоскутному творчеству других.
Как мне показалось, «Соцветие» – один из самых популярных лоскутных клубов в Москве.
Проведя там только один день, я увидела, что никто не остается вне поля внимания Галины Рафаиловны: ни члены клуба, ни гости – сложная это задача объединить женщин таких разных по возрасту, по творческому потенциалу, пришедших научить и стремящихся научиться, каждая с надеждой, что ее работа будет замечена и оценена или доброжелательно подправлена. Руководителю «Соцветия» это удается.

В этом же клубе я открыла для себя еще одно имя в лоскутном мире. Это Ирина Лебедева.


В тот день она давала мастер-класс по работе с клетчатой тканью. Знаю, что потом, уже в январе, у нее была персональная выставка и об успехе этой выставки слышала от подруг-рукодельниц.
А тогда первый раз увидела ее удивительные работы.
Каждый художник сам ставит перед собой творческие задачи и сам же определяет их сложность. Так вот она поставила весьма непростые задачи.
В ее работах есть привычная ляпочиха, есть классический печворк.
А удивляться меня заставили работы, которых до сих пор я не встречала ни у кого, прежде всего таким активным использование клетчатых тканей и своей, я бы сказала, уникальной техникой.

Некоторые ее работы вызывали у меня в памяти имена то Энди Уорхола, то Вазарели. Чем? Остротой цветовых столкновений.

Значит ли, что она делала свои работ под влиянием этих художников? Совсем не обязательно.
Это у меня возникли такие ассоциации. А ведь это и есть задача любого художника, в том числе работающего с тканью – разбудить в нас, зрителях, новые ассоциации и подвигнуть к собственному творчеству.
Если вы посмотрите на ее работы и вам покажется, что это, ну скажем, похоже на аппликацию, то я вас разочарую.

А теперь попробуйте вырезать в фоновой ткани дырку неправильной формы и закрыть ее е куском другой ткани, по форме совпадающим с этой дыркой, и аккуратненько, тютелька в тютельку соединить их в единое полотно (слово «дырка» можно заменить другим, более благозвучным, например, круг, овал, треугольник с закругленными углами – на технику работы это никак не подействует).

Если вам это удалось, тогда считайте, что методом интарсии по ткани вы овладели. Свою авторскую технику Ира Лебедева называет иначе и владеет ею она мастерски.
Я же отважилась назвать ее работы тканевой инкрустацией или же, говоря простым русским языком… интарсией.

Работы ее называю уникальными прежде всего потому, что в технике интарсии обычно имеют дело с твердыми материалами: костью, деревом, перламутром, камнем – она же использует мягкий материал – ткани, и ей удается совмещать края двух деталей так, как если бы они были из твердых пород дерева.
Клетка, которая, судя по работам, стала большой любовью автора, сама является активным изобразительным элементом, а сочетание разных клеток на одном полотне всегда рискует сделать их антагонистами.
Попробуйте надеть клетчатую рубашку под клетчатый пиджак да еще и с клетчатым галстуком. Получилось? А вот у нее получается.
В каждой работе она решает сложные композиционные задачи – не только сочетание цветных пятен, но еще и сочетание цветных ритмов, образованных разными клеточными рисунками. Эдакие большие цветные крестики-нолики, только без ноликов!

Она вообще очень интересный колорист. Ее работы насыщены очень ярким цветом, она умудряется сочетать казалось бы не сочетаемые цвета: красное с зеленым в добавку с синим, желтым, фиолетовым и другими цветами с ее клетчатой палитры.
Она выбрала себе в творчестве трудный путь (или он ее выбрал?...), по такому пути не часто отваживаются ходить, как правило, ищут сочетания цветов близкие или узаконенные как сочетающиеся.
Ее же задача осложняется еще тем, что эти цветные пятна внутри себя имеют еще активную ритмическую структуру в виде разномерной клетки.
У меня опять ассоциация: это когда несколько духовых оркестров играют каждый свою мелодию, а вместе исполняют одно цельное произведение. И им это, как ни странно, удается.
Есть у Ирины Лебедевой и другие работы, лаконичные по цвету, практически монохромные. Но и такую работу не назовешь скучной ни по цвету, ни по композиции.
Может вам показалось, что я так вот увидела ее работы и сразу под первым впечатление это все у меня и сложилось в голове? Отнюдь.

Признаюсь, сначала широко открыла глаза, потом мне показалось, что у меня передозировка цветных пятен перед глазами, и клетки все бегут и бегут….

А потом, спустя некоторое время, возвращалась и возвращалась к Ириным работам, пока не поняла, что скучаю без этого лоскутного праздника.
Ирина Кривонос


счетчик посещений contadores de visitas e harmony