Зарегистрирован: Вт июл 14, 2009 09:04 Сообщения: 2389 Откуда: Пермь
|
ШКОЛА СТЕЖКИ, КУРС 1, УРОК 1 ( в редакции 2012 года )
Когда в 2007 году я пришла на курсы лоскутного шитья в клуб «Сундучок» города Перми, я и не подозревала , что через какое-то время и сама стану преподавателем. Но так сложилась моя «лоскутная история», что спустя год я увлеклась машинной стежкой . Надо сказать, что тогда меня поразило практически полное отсутствие информации по стежке в отечественной и зарубежной литературе. Чуть-чуть в начале или конце книги о видах стежки ( ручная, машинная) и практически ничего об узорах. В интернет я тогда была вообще не вхожа. Но когда чем-то начинаешь серьезно увлекаться, ты выискиваешь крупицы знаний повсюду. Ты видишь узоры на обоях, канализационных люках, решетках домов и упаковках печенья! Я собирала всё , что могла в свой потрепанный альбомчик , что-то придумывала сама , а что-то подглядывала у других. И строчила, строчила, строчила… Вот так, практически вслепую , методом проб и ошибок я продвигалась в своем изучении этого увлекательнейшего вида рукоделия. Полтора года ушло у меня на освоение квилтинга и на Ивановский и Владимирский фестивали в 2009 году мы вместе с клубом «Сундучок» представили на суд зрителей работы , украшенные свободной стежкой. Ассоциация мастеров лоскутного шитья России отметили наши работы ( коллективный триптих «Луга России» и моё панно «Вера, Надежда, Любовь») на этих выставках как раз за машинную стежку. Однажды на фестивале в Иваново, подслушав мой разговор с коллегами о тонкостях машинной стежки, Ирина Плотникова( руководитель клуба «Сундучок» ) предложила мне провести несколько занятий в клубе по этому вопросу. Вот так я из доктора превратилась в преподавателя… У меня есть очные курсы по стежке в Перми и Екатеринбурге и этот способ обучения я считаю наиболее результативным. Но как-то в комментариях под заметкой в своем блоге , где я поделилась сложностями и радостями моего первого преподавательского опыта , мне посыпались предложения об организации такого же курса, но виртуально , на просторах Рунета и я , проведя бессонную ночь, согласилась . Ей Богу, это была не моя идея ! Я не претендовала и сейчас не претендую на какие-то лидирующие позиции в этом вопросе и знаю, что в Москве, Ярославле, Питере есть много замечательных преподавателей, которые могут дать гораздо больше, чем я. Но я ещё помню себя, которая так хотела научиться мастерству художественной стежки и практически ничего не могла найти себе в помощь. Я хочу помочь таким же женщинам, как я , проживающим в небольших российских городах . Они не имеют возможности ездить на всероссийские и международные фестивали, посещать мастер-классы знаменитых квилтеров ,но им тоже хочется «делать красивое», творить и этим спасаться от обыденности, житейских неурядиц, разочарований и потерь . К тому же, учиться коллективно всегда интереснее и веселее !
Так что же такое ПЭЧВОРК и КВИЛТИНГ. ПЭЧВОРК- сшивание лоскутков тканей разных по расцветке и фактуре , или по-русски лоскутная сборка или лоскутное шитьё( на фото 1 фрагмент моей работы «Медовый спас»)
КВИЛТИНГ -вид рукоделия, при котором вручную или на машине прошиваются ( простегиваются )не менее трех слоев ткани, по-русски стежка ( на фото 2 фрагмент моей работы «Вера, Надежда, Любовь»).
Наши курсы посвящены КВИЛТИНГУ, а именно его разновидности - свободно-ходовой машинной стежке, сокращенно СХМС. Почему этот вид стежки так называется ? - Потому что мы строчим, отключив продвижение ткани швейной машинкой и двигая её только руками; - потому что мы обычно работаем без предварительно нанесенного рисунка на ткань; - потому что мы «имеем свободу» создавать с помощью иглы швейной машины любой рисунок, какой нам придет в голову. СХМС по своему исполнению очень похожа на машинную вышивку. Отличие лишь в том, что вышивка делается на одном слое ткани, поэтому для работы требуются пяльцы, а стёжка соединяет как минимум три слоя и мы вполне обходимся без вспомогательных средств для удержания ткани.
А). СЭНДВИЧ- ТРЕХСЛОЙНИК ДЛЯ СТЕЖКИ. Как обычно в лоскутном шитье, для стежки используется три слоя : топ ( лицевая ткань), прокладка и подкладка.
Топ для стежки может быть разным : • Пэчворк –ткань ( лоскутная сборка) ( фото 3 )
• Хоул клав (Whole cloth ) –цельный кусок ткани. Ткань при этом может быть как гладкокрашеная , так и с рисунком ( то есть набивная) ( фото 4,5 )
• Батик ( фото 6)
• Аппликация ( фото 7)
При расчете длины и ширины топа, который планируется простегать , необходимо помнить , что при стежке размеры готового изделия уменьшаются в среднем на 1-1,5 см на каждые 10 см стежки. Пример : для того, чтобы вы после стежки имели сэндвич величиной 20х 20 см, вы должны выкроить топ размерами 23х 23 см.
В качестве прокладки я склоняюсь к применению синтепона 1-1,5см толщины ( в магазинах они идут под номерами 100 и150) . В последнее время для небольших изделий в качестве прокладки я стала использовать мягкие салфетки для уборки . Они продаются в хозяйственных магазинах в рулоне или по отдельности . ( фото 8).
Синтепон перед использованием в стежке я слегка припариваю к подкладке.
Подкладка в работах, где стежка является основным декоративным элементом, должна быть достаточно тонкая , с ровной поверхностью .Хорошо подходит подкладочная ткань, вуаль; плотная бязь. Современный тонкий ситец в качестве подкладки использовать не советую ( кроме тренировочных сэндвичей) , так как при плотной стежке синтепон будет вылезать через проколы иглы и испортить весь внешний вид вашего «бэка». На период учебы желательно выбирать на подкладку однотонную ткань, чтобы хорошо были видны ошибки при стежке. Я всегда беру прокладку и подкладку со всех сторон на 2 см больше, чем топ .Для предыдущего примера размер двух нижних слоев составляет 27х 27 см. Это позволяет без проблем простегать края сэндвича. А аккуратно простеганный край - залог качественной окантовки готового изделия.
СПОСОБЫ СОЕДИНЕНИЯ СЭНДВИЧА (трехслойника)
Располагаю способы скрепления слоев по степени дороговизны и удобства ( чем дороже, тем удобней ) от наименьшей к наибольшей. 1.Скрепление с помощью одностержневых булавок . • Все три слоя сэндвича аккуратно выкладываем на поверхность стола и расправляем их без перекоса ( лицевая ткань- верхняя ) – фото 9
• Начинаем скрепление с центра, располагая булавки на расстоянии 5-7 см друг от друга. При этом сэндвич не приподнимаем и не собираем в складочки, а наоборот расправляем левой рукой – фото 10,11
• После каждой вколотой булавки снова расправляем сэндвич руками – фото 12.
• Вдоль края сэндвича вы вкалываете булавки поперек границы лицевой ткани на расстоянии 4-5 см.- фото 13, 14 • При таком способе крепления вдоль края перед началом стежки лучше проложить прямую обычную строчку на ширину лапки с наибольшей длиной стежка . Булавки вдоль края после этого можно убрать – фото 15,16. На фото краевая строчка контрастная, чтобы вам было хорошо видно, но на самом деле нитки надо подбирать как можно ближе к цвету лицевой ткани .
2. Скрепление с помощью клеевой паутинки.
Наверно вы встречали в швейных магазинах бабины с клеевой паутинкой разной ширины. ( фото 17).
Обычно она предназначается для подгибки низа изделия. В нашем случае мы используем паутинку шириной в 1,5 - 2 см. • Выкладываем полоски паутинки на синтепон на расстоянии 5-8 см ( в зависимости от величины изделия ) по горизонтали – фото 18
• Прикладываем подкладку и осторожно припариваем утюгом - фото 19.
• Перевернув получившийся двуслойник, мы вновь накладываем паутинку на синтепон, но уже в другом направлении ( по вертикали) – фото 20
• Прикладываем лицевую ткань и снова пропариваем уже готовый сэндвич. • По краю я всё равно советую проложить обычную строчку на машинке для скрепления всех трех слоев.
3. Скрепление с помощью специального клея ( фото 21)
Клей- спрей распыляется на синтепон сначала с одной стороны и к нему плотно прижимается подкладка . Затем клей распределяется равномерно на другую сторону синтепона и к нему плотно прижимается лицевая ткань . Слой клея должен быть очень тонким и распылять нужно с расстояния 20-30 см от синтепона, чтобы не было капелек клея, которые могут проступить через ткань.
4. Скрепление с помощью двустороннего клеевого синтепона.
Этот способ я открыла для себя совсем недавно, но уже успела его полюбить. Синтепон приклеивается одновременно к лицу и изнанке изделия с помощью утюга. При втором , третьем и четвертом способе соединения сэндвича время потраченное на стежку сокращается в несколько раз , так как вам не придется доставать булавки по ходу работы. Но есть некоторые техники , где без ьбулавок вам не обойтись.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗЦОВ СТЕЖКИ У меня под рукой всегда есть сэндвич- «черновик». На нем я подбираю натяжение верхней нити, вспоминаю какую-нибудь стежку или пробую элементы новой. Один черновик заканчивается, и я заменяю его другим. Вы тоже должны его иметь ( фото 22)
Но за время учебы у вас наверняка скопится большое количество сэндвичей – образцов стежки ( чистовиков). Постарайтесь заранее продумать, как в дальнейшем использовать их в готовых изделиях. Это один из основных принципов нашего обучения : создавать не просто образцы , а делать готовые изделия на их основе.
Для того, чтобы вам удалось это без проблем , последуйте моим простым советам: - не используйте для образцов совсем бросовую ткань, - на одном образце собирайте стежку одного вида , а если нескольких, то красиво располагайте их относительно друг друга - изготавливайте образцы из одной и той же ткани или из тканей, совместимых по цвету и текстуре. - заранее продумайте список изделий, которые возможно создать из образцов стежки ( сумочки, косметички, открытки, обложки, закладки, покрывало , панно и так далее) и старайтесь строчить на заготовках именно к этим изделиям( в качестве вдохновения загляните в «Копилку идей» на ДИ). Мои ученики создали великое множество замечательных работ, большого и малого формата, обучаясь на курсе СХМС и РШМ. Все не покажешь. Но особенно запали мне в душу покрывало Аллы Фадеевой ( фото 23) и чехол для офисного стула Лены Акентьевой ( фото 24). Есть у меня ещё одно предложение, по-моему, заманчивое. Используя учебные образцы ( лучше квадраты 15х15 см или сэндвич 30х 30 см, разделенный на четыре части) создать панно- картотеку узоров стежки. Тогда у вас на стене мастерской всегда перед глазами будут ваши любимые узоры, и чтобы выбрать очередной для нового шедевра не надо будет рыться в папочках и блокнотах. Я собрала такие образцы в «КНИГУ СТЕЖКИ» и сейчас использую странички книжки в качестве примеров на своих очных уроках ( на фото 25 одна из таких страничек)
Б) КАК ПОДГОТОВИТЬ ШВЕЙНУЮ МАШИНУ ДЛЯ СХМС Для начала хотела бы сказать, что для машинной стежки подходит практически любая современная машина. Но не у всех в комплектацию входит лапка для стежки ( иначе её ещё называют «лапка для штопки и вышивки»). Для разных моделей швейных машин эта лапка разная , но чаще всего особенностью её является наличие пружинки. Пружинка в момент вкола иголки в ткань позволяет плотно прижать подошву лапки к поверхности машины, а в момент поднятия иголки - поднять лапку вверх и тем самым освободить ткань. При этом у вас появляется возможность руками продвинуть ткань в нужном направлении. Если у вас возникла проблема отсутствия такого приспособления в комплектации машины–поищите лапку в магазинах, торгующих швейной техникой, но обязательно назовите продавцу марку вашей машины. Есть лапки с высоким и низким расположением винта ( фото 26 )
Перед тем как покупать лапку , обязательно измерьте высоту винта для лапки в вашей машине в опущенном положении и сравните её с высотой прорези для винта в лапке, которую вы нашли в магазине. Мне больше в работе нравятся лапки с пластмассовым овалом и прорезью впереди до 0,5 см. Если вам попалась цельная пластмассовая подошва – такую прорезь можно сделать самим.( фото 27)
Самый тяжелый случай , если вы не найдете в магазинах лапку для вашей машинки. Здесь остается одно: снимать вообще лапку на машине и стегать ваш сэндвич в пяльцах ( как при машинной вышивке).
Порядок подготовки швейной машины к стежке . 1.Убрать зубцы нижнего транспортера 2.Настроить машину на прямую строчку ( кстати, в дальнейшем мы будем учиться стегать и с помощью зигзага) 3.Длину стежка ставим на ноль ( требование производителей машин) 4.Если есть регулятор давления лапки – ставим его на « ноль» или близко к нему 5.Отрегулировать натяжение верхней нити ( о том, как это делается подробнее расскажу в главе о нитках) 6.Поставить лапку для вышивания или штопки 7. Приготовленный сэндвич расположить под лапкой и обязательно её опустить !!! 8. Выводим нижнюю нитку наверх и делаем первые два-три точечных закрепляющих стежка. (фото 28 )
9. Начинаем стежку. Подходя к очередной булавке на расстоянии 1-2 мм, убирайте её из ткани. 10. Если вы прервали стежку , не закончив её до конца, и планируете продолжить после перерыва, обязательно оставьте иглу внизу, в работе .При этом лапка плотно прижмет ткань к поверхности машины и не позволит ей сдвинуться с места за время вашего отсутствия.( фото 29 )
11. Начинайте стежку из удобного для вас угла ( я обычно начинаю с правого нижнего ) и равномерно заполняйте всю площадь квилта . При этом старайтесь как можно реже прерывать нить . Но если вдруг вы зашли в тупик, не расстраивайтесь.Не обрывая нить ,поднимите лапку и передвиньтесь в нужное вам для дальнейшей работы место. Там начните стежку заново , предварительно сделав 1-2 точечных закрепляющих стежка. Простегав небольшой участок вы можете обрезать нить При стёжке учитесь смотреть за наносимым вами рисунком на ткань как бы сквозь лапку и немного вперед, то есть в ту сторону, куда вы намерены дальше двигаться. 12. В конце работы вновь делаем 2-3 точечных закрепляющих стежка и выводим обе нитки наверх. Если в вашей машине есть функция ««автоматическая обрезка нити верхней и шпульной» , то вы можете воспользоваться ею и тогда обе нитки будут обрезаны на расстоянии 1-1,5 см от закрепки на изнанке ( при такой длине нитки обычно не путаются в дальнейшем шве) 12.Выведенные в начале и конце работы нитки вы можете А)обрезать близко к закрепляющим стежкам ( но учтите, что в этом случае вы не всегда сможете гарантировать, что часть шва у вас не распустится) ; Б) не делая узелка, обе нити вставить в иголку с большим ушком , сделать вкол иголкой рядом с закрепочным стежком, провести иголку между слоями вашего сэндвича и вывести наружу через 1-1,5 см, где и обрезать обе нити. ( фото 30 )
В) Закрепление нитей с помощью другой нити. Об этом способе стоит рассказать подробнее. • Берете нитку длиной 20-25 см и складываете её пополам. В иголку с толстым ушком вставляете два конца этой нити и протягиваете. С другой стороны у вас образовалась петля. – фото 31
• В петлю протаскиваете обе нити, которые вам нужно спрятать – фото 32
• Сделав вкол иголкой рядом с закрепочным стежком, проводите её между слоями вашего сэндвича и выводите наружу через 1-1,5 см. – фото 33
• Вытаскиваете закрепляемые концы ниток вслед за ниткой, вставленной в иголку и обрезаете нити.- фото 34 , 35 .
Опыт многих мастериц, увлекшихся художественной стежкой ( в том числе и мой), показывает, что лучше иметь отдельную машину для стежки .
Если у вас появится возможность приобрести новую машину, то для облегчения процесса стежки я вам советую обращать внимание на следующие позиции : • Наличие регулятора скорости шитья ( фото 36, Джаноме МС 6600), что позволяет вам выбирать максимально комфортную для вас скорость при стежке;
• Функция « автоматического подъема или опускания иглы в конце работы» ( фото 37):
• Большая рабочая поверхность;
• Большой приставной столик ( фото 38 )
• Наличие больших вертикальных держателей для ниток( возможность без проблем работать с большими катушками ниток , что значительно выгоднее ); • Хорошее освещение из разных точек; • Возможность шитья без педали; • Наличие коленоподъемника ( для стежки на обычном ходу машины); • Функция «автоматическая обрезка нити верхней и шпульной» • Автоматическая точечная закрепка ( для стежки на обычном ходу машины);; • Верхний транспортер ( для стежки на обычном ходу машины);; • Возможность автономной работы моталки шпульной нитки; • И , наконец, наличие лапки «BSR» ( эта функция имеется только в машинах марки «Бернина Аврора 1404» и об особенностях её работы я расскажу позднее). Чем выше стоит позиция в этом списке, тем она важнее для комфортной работы квилтера.
При выборе иглы для СХМС я отдаю предпочтение толстым иглам ( 90-100) , т.к. в них меньше трутся и рвутся шелковые и металлизированные нити. Есть также и специальные иглы для квилтинга.
Несколько слов в этом разделе хотелось бы сказать об уходе за швейной машиной. Машинки, используемые для стежки, эксплуатируются значительно интенсивнее, чем при обычном шитье. Поэтому они требуют гораздо более внимательного к себе отношения. Современные машины обычно не рекомендуется смазывать машинным маслом, но вот сухую чистку шпульного отсека я советую вам проводить довольно часто, а особенно при работе с открытым синтепоном (будут у нас такие техники) . Чистку необходимо производить не реже одного раза в неделю и обычно я использую для этого тоненькую беличью кисточку , правда периодически пользуюсь и пылесосом. ( фото 38а)
Изредка я смазываю капелькой машинного масла и саму лапку для стежки ( пружинку), чего и вам советую. Будет не лишним , если раз в 6-8 месяцев вы будете сдавать свою швейную машинку в мастерскую для профилактического осмотра и тщательной чистки всего механизма. При выполнении всех этих требований ваша помощница-машинка послужит вам верой и правдой долгое время.
В) КАКИЕ НИТКИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ СХМС. Для свободной стежки можно использовать абсолютно все нитки, которые приемлемы для вашей швейной машины. Я стегала советским шелковыми нитками ( № 33 и 65), прекрасными нитками фирм Мадейра и Гуттерманн, индийским шелком и вискозой, нитками «Идеал», «Bestex», «Гамма» , простыми нашими нитками типа ЛШ 35-45 и др. Из декоративных ( например, металлизированных) предпочитаю Мадейра. ( фото 39 )
Отдельно хочется сказать о меланжевых нитках ( нитки с переходом цвета) – фото 40
Стежка меланжевыми нитками смотрится очень эффектно – фото 41
Но при этом надо соблюдать два правила : - стегать меланжем лучше всего на однотонной ткани; - на ткани все цвета нитки должны быть хорошо видны . Фото 42- правильный выбор меланжа , на фото 43- часть нитки не видно и в дальнейшем стежка будет иметь неоправданные «проплешины»
Не стоит брать для стежки старые пересохшие нитки, они часто рвутся, собираются в ушке иголки и доставят вам при работе сплошные проблемы. Первое время советую использовать самые привычные для вас нитки, например «Идеал», «Bestex», «Гамма». Они тоже весьма разнообразны по цветовой палитре и доставят вам большое удовольствие
Большой проблемой для начинающих квилтеров является частый обрыв нити Давайте разберем основные причины этого явления и поищем способы их устранения .
1.Чаще всего рвутся шелковые и вискозные тонкие нитки Пути исправления : • Использовать при стежке только качественные шелковые и вискозные нитки , лучше не пользоваться старыми пересохшими из запаса наших мам и бабушек. • НЕ использовать без необходимости шелковые нитки . Там, где вполне можете обойтись обычными - работайте ими.
2. Частота обрыва нити зависит от формы катушки . На фото 44 представлены четыре вида катушки .
Первые слева , шелковые нитки фирмы «Мадейра», рвутся значительно реже, чем последние в ряду . Происходит это потому, что при работе нитки скатываются вниз и закручиваются вокруг штыря вашей швейной машинки. Пути устранения : • Часть нитей, особенно когда вы только что распечатали катушку, можно перемотать на шпульку и пользоваться ей вверху машины – фото 45
• Использовать для шелковых ниток «чехольчик». Иногда такие сетчатые чехлы прилагаются к швейной машине, но вам под силу соорудить их и самим. Для этого я советую использовать новый капроновый носочек . Из резинки вы сделаете чехол для большой катушки; из отрезка длиной 7-8 см сошьете «платьице» для катушки среднего размера , а для маленькой – достаточно отрезка в 5 сантиметров – см. фото 46 , 46а
ВАЖНО : нить всегда должна быть выведена из чехла вверх ( рассмотрите внимательно фото 46) !!!
3. Частота обрыва нити зависит от конструкции швейной машины . Если ваша машина оборудована «направителем для ниток» , когда нить от катушки поднимается вверх ( фото 47), то нитки будут рваться значительно реже
Можно сымитировать такую конструкцию . Для этого продерните нитку через пустую шпульку – фото 48
И поместите шпульку с пропущенной ниткой выше уровня расположения катушки – фото 49, 50. 3.Большое натяжение верхней нити приводит иногда к обрыву . Путь устранения один- уменьшить натяжение .
4. Некачественная иголка приводит перетиранию нитки в ушке . Об иголках читайте чуть ниже .
5.Частота обрыва нити зависит также от мастерства и опыта квилтера . Обрыв происходит когда вы строчите на очень большой скорости, а потом резко прерываете работу ( катушка ниток быстро крутится в одну сторону, а в момент остановки проворачивается в другую, нить запутывается и рвется ) , а также когда резко дергаете ткань при стежке. Здесь путь исправления один – тренировка, тренировка и тренировка !
Во всех рекомендациях о вышивке или стежке на машине пишут, что нижняя нить по толщине должна быть равна верхней. Утверждение абсолютно верное, но не всегда для нас приемлемое. Объясню почему. Обычно верхние нитки, которыми мы строчим, очень тонкие ( например Мадейра имеет № 120) и по толщине аналогов российских ниток для них практически нет ( а обычно их мы используем для нижней нити). Мы, конечно, можем взять для шпульной нитки швейные нитки той же фирмы Мадейра, но уж очень это дорогое удовольствие для большинства российских лоскутниц. Судите сами, 1 катушка вышивальных ниток Мадейра стоит 100 рублей плюс катушка швейных ниток ( для шпульки) ещё 60 рублей ! Вот и используем мы в силу своей бедности для низа обычные швейные нитки , а они значительно толще верхних . А я ещё помню те времена, когда в наших швейных магазинах продавался огромный ассортимент шелковых ниток для вышивки № 65 и для шпульки такой же громадный по расцветке ассортимент х\б ниток № 80. .. Кстати, для низа можно попробовать и старый пересохший шелк № 65. Использование толстой нижней нити в стежке приводит к тому, что при стандартно рекомендованном натяжении верхней нити «2-4» у нас на изнанке получаются вытянутые петли. Это во-первых- неаккуратная изнанка, а во-вторых- дополнительное торможение при передвижении вашего сэндвича руками . Вот и опускаются руки, в прямом смысле, у начинающих лоскутниц . И у меня такое было . И лишь когда натяжение верхней нити я довела до «6-7» - все встало на свои места . Изнанка приобрела вполне приличный вид и двигать мою работу стало не так уж трудно . То есть, делаем вывод : если ваша шпульная нить толще, чем верхняя, то натяжение этой верхней нити должно быть гораздо большим, чем при стандартной ситуации « толщина верхней нити = толщине нижней». Это натяжение мы регулируем на своем тренировочном сэндвиче при каждом новом подборе пары ниток для низа и верха . Лучше всего проверять натяжение нитей при стежки спиралей и кругов ( фото 51 , изнанка черновика со слабым натяжением верхней нити).
Каждая машина требует индивидуальной регулировки натяжения нити. И вполне возможно, что на своей вы будете строчить при натяжении « 1-2». Но если вы работаете шелковыми нитками № 65 и металлизированными декоративными нитками. - надо пользоваться тонкой нижней ниткой или мононитью. Дело в том, что такие нитки чересчур тонки и очень легко рвутся . И высокое натяжение верхней нити вы поставить не сможете . Я в наших магазинах нашла нитки для челнока Мадейра Гуттерманн № 150 , но только трех цветов: черные, белые и бежевые и тоже очень дорогие. Я их очень берегу для таких исключительных случаев. А шелк № 65 , если уж он подходит по цвету моей стежки ,ставлю и сверху и снизу. Цвет ниток тоже имеет немаловажное значение . Во время учебы я советую вам пользоваться нитками по цвету контрастными с фоном. Причем , это касается как топа, так и изнанки ( легче проходит обучение, лучше видны ошибки). Очень хорошо смотрится и лицо, и изнанка если верхняя и нижняя нить одного цвета.
Г) КАК ДЕРЖАТЬ И ДВИГАТЬ ТКАНЬ ПРИ СХМС. Давайте проведем такой эксперимент . Возьмите заготовленный вами тренировочный сэндвич , плотно прижмите к поверхности рабочего стола пальцами обеих рук, при этом старайтесь растягивать центральную его часть ( место, которое вы как будто бы стегаете). И подвигайте так трехслойник в разных направлениях. ( фото 52 )
Поработайте минуту- две. А сейчас наденьте на руки любые перчатки и сделайте то же самое. Вы чувствуете разницу? Вы чувствуете, насколько легче двигать ткань, когда вы работаете в перчатках ? При свободной стежке я предпочитаю использовать перчатки с резиновыми пупырышками ( на худой конец, даже обыкновенные садовые) ( фото 53).
Советую это всем, так как при стежке идет очень большая нагрузка на мелкие суставы пальцев рук и при длительной работе это грозит обострением артритов, остеоартроза или, даже, приобретением этих недугов ( это я уже как врач рассуждаю). Это особенно актуально для женщин старше 40 лет. Если вам неудобно работать в перчатках на обеих руках, наденьте её хотя бы на левую ! Если я стегаю большие поверхности ( более 40 см ), я собираю ткань слева и справа от иглы в складки и двигаю именно их. При меньших размерах я двигаю ткань просто пальчиками. Скатывать большой сэндвич при стежке не советую. Лучше всего собрать его складочками, чтобы он лежал на столе свободно и не мешал вам двигать ткань в месте вашей работы
Д) КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА СТЕЖКИ
Очень важный критерий качества стежки – это одинаковая длина стежка. Достичь такого мастерства довольно сложно . По крайней мере, я до сих пор не могу этим похвастаться. В среднем идеальная длина стежка при СХМС составляет 1, 5-2 мм. Зависит длина стежка от соотношения скорости работы машины и скорости ваших рук, передвигающих ткань. Двигать ткань надо без рывков, равномерно, примерно в «ритме вальса». Так же равномерно надо нажимать на педаль . И вот тут для достижения лучшего эффекта и пригодятся такие функции вашей машины, как • регулировка скорости шитья( начинать стоит на средней скорости, полностью выжимая педаль, а дальше – отрегулировать её в зависимости от вашего желания) ; • шитье без педали ( машина настраивается на определенную скорость , педаль отключается , а ход машины включается с кнопки); • шитье с помощью лапки «BSR» ( в этом случае при ускорении движения руками автоматически ускоряется работа машины и наоборот , таким образом длина стежка всегда остается одной и той же, заданной вами , величиной ) Я стегаю, нажимая на педаль босой ногой . При этом мне гораздо легче отрегулировать скорость работы машины и педаль никуда не двигается при стежке.
Не менее важным критерием является аккуратность стежки на изнанке : без спутавшихся ниток , узлов, «ресничек», то есть выступающей верхней нитки. Что необходимо выполнять для создания идеальной изнанки : • Каждый раз в начале и конце работы выводить обе нити на лицевую сторону и закреплять точечной закрепкой; • Строчить на одной скорости и не тормозить на углах и поворотах; • Следить за регулировкой натяжения верхней нити; • При каждой остановке опускать иглу в работу; • Правильно подбирать нитки для изнанки ( контрастные к фону или в тон верхней нитки ). Если вы будете выполнять все эти требования, я вам гарантирую, что ваша изнанка будет не хуже лица изделия ( фото 54, изнанка моей работы «Подснежники к Рождеству» )
Е) ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА И ВРЕМЕНИ. Стежка – очень увлекательное занятие . Но это занятие должно вам доставлять только радость, а не быть причиной расстройства вашего здоровья. Для того, чтобы было именно так, стоит выполнять следующие нехитрые правила. 1. Соблюдать режим труда и отдыха : первое время отдыхать через каждые 30-40 минут работы на машине по 10-15 минут , причем обязательно со сменой положения и деятельности ( ни в коем случае не сидеть во время отдыха скорчившись перед компьютером). В дальнейшем надо отдыхать каждый час работы 2. Постепенное расширение времени активной стежки ( от 1 часа в первые дни учебы, до 3-4 часов в середине пути и максимально до 6-7 часов в сутки в конце нашего обучения). При появлении каких-то неприятных ощущений время работы должно быть сокращено. 3. Ваше рабочее место должно быть хорошо освещено. Я , помимо двойного освещения в самой машине, при стежке использую свет настольной лампы, расположенной слева от машины и хорошее верхнее освещение. Для того, чтобы зрение не очень пострадало от внезапно возникшей большой нагрузки помогут и контрастные нити при стежке. 4. Чтобы не было потом мучительно больно нашему позвоночнику, необходимо выработать правильную посадку за машинкой ( вспомните, как нас учили сидеть за партой в школе). Самый лучший вариант, если ваша машинка утоплена вглубь стола, тогда нормальная посадка вам гарантирована. Но если швейная машина возвышается над столом , да к тому же имеет приставной столик ( что кстати очень удобно для стежки), то при работе плечи высоко поднимаются и возникает большое напряжение в шейном отделе позвоночника , а отсюда головные боли и повышение артериального давления, а также разыгравшийся шейно-грудной остеохондроз. В этом случае я вам советую воспользоваться офисным стулом и поднять его на высоту, равной высоте стояния машинки над столом. Но чтобы при этом ноги не повисли над землей и не напрягались при нажиме на педаль , поставьте последнюю на скамеечку такой же высоты ( она равна 8-9 см ). Я купила сиденье для ванны, перевернула его, и муж мне набил сверху фанеру. Тут у меня появилось ещё одно преимущество : у педали впереди и сзади имеются ограничители. ( фото 55 – моё рабочее место ).
Самый плохой вариант , когда один локоть приподнят ( обычно правый), а левый опущен. Тут хотя бы подложите под левый локоть стопку книг, чтобы уровень плеч был горизонтальный. 5. Ещё об одном правиле, помогающем защитить ваши пальчики от чрезмерного напряжения , я уже говорила : использование перчаток при стежке.
Ж ) ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СХМС.
Большинство узоров покрывной свободно- ходовой стежки выполняются БЕЗ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО НАНЕСЕННОГО НА ТКАНЬ РИСУНКА. И разбить эти линии можно на две большие группы : - произвольные прямые, - произвольные волнистые. Кроме этого, вы можете на свободном ходу строчить : - по шаблону; - по нанесенному на прозрачную бумагу рисунку; - по контуру рисунка набивной ткани. Я назвала эти навыки СТЕЖКОЙ ПО ЗАДАННОМУ ( то есть, каким-то образом нарисованному) КОНТУРУ . Таким образом, основными составляющими СХМС являются : - стежка произвольными прямыми ( фото 56 ); - стежка произвольными волнистыми ( фото 57 ); - стежка по заданному контуру ( фото 58). Последний навык иногда дается значительно труднее, чем первые два , но очень важен при выполнении стежки.
Е ) С ЧЕГО НАЧАТЬ СТЕЖКУ.
1.Начинать работу надо с выбора рисунка стежки, с обдумывания места её расположения, плотности, выбора цвета ниток. Очень часто мастерица, научившаяся стегать и вдохновленная этим умением, выстегивает каждый сантиметр своей работы. Я тоже этим иногда грешу. Я называю это «болезнью роста» и знаю, что со временем это обязательно пройдет .
2.Второе, что вы должны сделать перед работой , а особенно при освоении нового рисунка стежки, это обязательно его прорисовать на бумаге ( фото 59).
Рисовать надо так, как бы вы стегали : с одного угла, заполняя всё поле и как можно реже прерывая линию. Для рисования у вас должен быть отдельный блокнот , желательно на нелинованной бумаге. Минимальная площадь для рисования узора стежки 10х10 см. Плюс к тому же хорошо бы потом перенести нарисованные узоры в вашу «Картотеку стежки». О её создании я расскажу на следующем уроке.
3. Подготовить рабочее место ( см. выше)
4. Подготовить сэндвич. ( см. выше )
5. Подобрать подходящие нитки.( см. выше)
6. Подготовить швейную машину ( см. выше)
7. И В ДОБРЫЙ ПУТЬ – стегать, стегать, стегать !!!
Исходя из вышеизложенного, давайте определимся с ЗАДАЧАМИ ПЕРВОГО УРОКА ОБУЧЕНИЯ НА БАЗОВОМ КУРСЕ СХМС( две недели). 2. Подготовьте свою машину к стежке. Купите недостающие инструменты, перчатки ( можно садовые), иголки, нитки. 3. Подготовьте свое рабочее место для удобной длительной работы. 4. Приготовьте тренировочные сэндвичи. Лучше из светлой однотонной ткани и низ и верх. Стежку ведите контрастными нитками, это для начала легче и лучше видно на фото ( а ведь я буду ждать ваш фотоотчет) 5. У кого нет- купите или возьмите на прокат фотоаппарат. 6. Купите толстую тетрадь или блокнот для черновиков и хороший альбом для образцов стежки в карандаше (можно отдельные листочки); фломастеры и ручки для рисования. 7. Наберитесь терпения и приготовьтесь к серьезной многодневной работе.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
1. На сэндвиче размером 20х20 см предварительно на раздумывая и не рисуя, и не смотря на узоры других мастериц в книгах и интернете ( !!!) вы строчите абсолютно всё, что вам придет в голову . Я буду называть такую стежку «КРЕЙЗИ» по аналогии с лоскутными блоками. При этом вы выполняете следующие задачи : - учитесь правильно держать и двигать ткань; - стараетесь соразмерить скорость и машины и скорость работы ваших рук, то есть стремитесь к одинаковой длине стежка; - стараетесь соблюдать одинаковое расстояние между простроченными линиями. Я задаю вам это расстояние – 5 миллиметров. - учитесь регулировать натяжение нитей. А мне это упражнение поможет определиться также с уровнем вашей предварительной подготовки ( пусть совершенно не расстраивается тот, кто вообще никогда не строчил).
2. НАРИСОВАТЬ карандашом или ручкой на листе бумаги формата А4 следующий узор : 4 прямые и 4 волнистые линии, затем снова 4 прямые и 4 волнистые, и так далее, пока не заполните весь лист. Начинаем слева ( если левша- справа) по короткой стороне. Показать этот рисунок мне. Затем точно такой же рисунок выполнить на сэндвиче 20х30 см ОБЯЗАТЕЛЬНО без предварительно нанесенного рисунка.( фото 60)
Задачи : • Учиться строчить произвольные прямые и волнистые линии • Соблюдать одинаковое расстояние между линиями • Повторять одинаковые волны
3. На набивной ткани с крупным рисунком ( желательно отдельно расположенные крупные цветы, листья или другие узоры) размером 30х30 см проложить на свободном ходу строчку вдоль рисунка , начиная и заканчивая строчку непосредственно на контуре , то есть каждый раз прерывать строчку, полностью обведя контур рисунка – фото 61.
Задачи : • Учиться строчить по заданному контуру • Учиться выводить на переднюю поверхность верхнюю и нижнюю нитку • Учиться закреплять эти нити в глубине квилта. И так, приступаем к работе !!! И помните , что хотя бы на время учебы наш с вами лозунг: «НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ» !!!
_________________ Мой блог на МММои творенияМой блог в Блоггере У МЕНЯ ПОМЕНЯЛСЯ ПОЧТОВЫЙ АДРЕС !!!
|
|