Зарегистрирован: Вт июл 14, 2009 09:04 Сообщения: 2389 Откуда: Пермь
|
ЧАСТЬ Б. ОКАНТОВКА КВИЛТА . Основные задачи квилтера при окантовке изделия : 1. Правильно выбрать ткань для окантовки по цвету и качеству 2. Правильно выбрать направление нити в бейке ( косая или прямая окантовочная полоса ) 3. Определиться, какая окантовка больше подходит для вашей работы: двойной или одинарной бейкой, определиться с шириной окантовки в готовом виде. 4. Определиться с размерами полосы для окантовки. 5 Определиться с технологическими моментами этого процесса . Давайте вкратце разберем эти позиции.
1.Выбор ткани для окантовки Самый безпроигрышный вариант , если окантовочную полосу (бейку) вы выкроите из той же ткани, из которой сделана и прилегающая к нему часть квилта ( фон центральной части или кайма) ( фото 1, «Цветок фантазии моей»)
Мы же разберем те случаи, когда вы выбираете другую ткань для окантовки Выбор ткани по качеству безусловно зависит от самого квилта. Если ваша работа выполнена из хлопчатобумажных тканей , будет логично и бейку вырезать из ткани такого же качества. Сочетание коттонового центра и атласной окантовки мне кажется не совсем приемлемым . По цвету окантовка может - сочетаться с основной фоновой тканью или тканью каймы, при этом либо полностью повторять цвет фона либо быть немного различным с ним по тону ( светлее-темнее ) – фото 2, «Новогодний перезвон»
- сочетаться с тканью, которую вы включили в рисунок квилта (фото 3, «Сад камней»)
- быть контрастным с фоном, но по цвету сочетаться с нитками, которыми простеган квилт, тем более, если он простеган достаточно густо.( фото 4, «Гори, сияй, моя звезда)
2. Выбор направления нити в бейке для окантовки В большинстве случаев мы имеем дело с квадратным или прямоугольным квилтом. Поэтому, лучше брать прямую бейку, то есть выкроенную по поперечной нити. Выкроенная таким образом окантовочная полоса не растянется при работе и будет меньше вероятности появления на нем складочек при дальнейшей эксплуатации изделия. Если же край вашей работы имеет окружности правильной или неправильной формы, то возникает необходимость работать с окантовкой, выкроенной по косой . Фабричными бейками для окантовки я стараюсь не пользоваться . 3.Преимущества двойной и одинарной окантовки. Двойная окантовка - это использование для окантовки сложенной вдвое полоски ткани . Одинарная окантовка - использование для окантовки обычной одинарной бейки . Какую окантовку выбрать, вы решаете сами . Лично я так руководствуюсь выбором : • Если квилт большой и тяжелый я предпочитаю двойную окантовку ( фото 5, «Бабье лето» размер работы 160х160 см)
• Если размеры работы не превышают 80-100 см по одной стороне, можно обойтись одинарной окантовкой , а тем более если вы предпочитаете квилты малого формата ( 50х50 см и меньше) ( фото 6, «Да просто месяц май», размер работы 20х30 см )
Двойная окантовка ( в общей сложности 6 слоев ткани обтачки+ толщина самого квилта ) делает вашу работу более монументальной , но на небольших изделиях она смотрится грубовато . Её преимущество то, что не надо подгибать окантовочную полосу на изнанке. Недостатки : • Большой расход ткани • Сложнее состыковываются концы обтачки. Ширина двойной окантовки в готовом виде колеблется от 1 до 4-5см, чаще 1,5-2 см. Одинарная окантовка ( 4 слоя ткани обтачки + толщина квилта) на большом изделии часто морщит , а на маленьком она делает край изделия изящным. Её преимущества : • Гораздо меньший расход ткани • Легче состыковывать концы обтачки Недостатки : • Необходимость подгибать ткань на изнанке , что не всегда получается ровно и аккуратно. Ширина одинарной окантовочной полосы в готовом виде от 0,5 до 1,5 см ( чаще на один припуск 0,7-0,8 см) Ткань как двойной, так и для одинарной окантовочной полосы при необходимости или желании можно укрепить флизелином .
4.Расчет ткани на окантовку Если окантовка двойной , то я рассчитываю её ширину таким образом : запланированная ширина окантовки в готовом виде умножить на 6 и плюс 1 см. Например , в готовом виде окантовка 2 см , тогда расчет ведется так : (2х 6)+ 1 = 13 см Если окантовка одинарная и в готовом виде её ширина равна ширине обычного припуска , то есть 7-8 мм, я беру для неё в последнее время одну и ту же ширину – 4 см ( при такой ширине бейки нет никаких проблем подвернуть ткань на изнанке ). Если вы задумали большую ширину одинарной окантовки , расчет таков : ширина окантовки в готовом виде умножить на 4 + 1 см. Длина окантовочной полосы должна быть равна : периметр квилта + ширина окантовочной полосы + 2-3 см на ошибку ( прибавка на ошибку обязательна !!!). Пример : 1.Вы используете для отделки работы 100х100 см двойную окантовку. Тогда длина вашей окантовочной полосы должна быть 415 см. 2. Вы используете для отделки работы 100х100 см одинарную окантовку. Тогда длина вашей окантовочной полосы должна быть 406 см.
5. Выбор технологии окантовки изделия Какой бы вид окантовки вы не выбрали, надо усвоить одно : не старайтесь с помощью окантовки выровнять границы квилта. Квилт необходимо тщательно выровнять ещё до окантовки. А окантовочная полоса должна плотно облегать край квилта, не оставляя никаких пустот . Что касается возможности слегка припосадить край квилта при окантовке, то это вполне реально, но подойдет только бейка, выкроенная по поперечной нити( хуже по долевой). Для припосаживания края я ,не накалывая бейку иголочками, слегка подтягиваю её во время притачивания к изделию . В технологическом вопросе мы стоим перед выбором : - окантовать изделие отдельными полосками ткани ( обычно попарно :например сначала верх-низ, затем правый и левый край)( фото 7, «Вера, Надежда, Любовь»)
- окантовать изделие единой окантовкой. ( фото 8, «Утренний кофе»)
В старых руководствах по лоскутному шитью был рекомендован первый способ , но в последнее время большинство квилтеров предпочитают обрабатывать край изделия единой бейкой. И связано это в первую очередь с тем, что углы при таком виде обработки выглядят намного эстетичнее. Я уже два года работаю по второму способу и очень довольна результатом. Я рекомендую всем своим курсанткам освоить этот способ окантовки и пользоваться только им при отделке своих изделий
ОКАНТОВКА КВИЛТА С ПРЯМЫМИ УГЛАМИ • Приготовить бейку ( расчет смотри выше ). Если есть необходимость , то отдельные отрезки соединяются под углом в 45 градусов ( фото 9, 10,11)
Если окантовка двойная– сложить пополам и тщательно проутюжить сгиб. Нарисовать на двойной окантовочной полосе линию, которая отстоит от открытых срезов на расстоянии планируемой ширины готовой окантовки ( «линия притачивания») • Окантовывание идет в три этапа : - непрерывная строчка вдоль края квилта; - совмещение начала и конца бейки; - притачивание окантовочной полосы на изнанке.
НЕПРЕРЫВНАЯ СТРОЧКА • Ставлю машину на прямую строчку, обычный ход и на длину стежка 2 мм. • Определяю место начала строчки на длинной стороне квилта. В дальнейшем здесь вы будете соединять начало и конец бейки . Для этой операции надо оставить между началом и концом первоначальной строчки расстояние НЕ МЕНЕЕ ( а лучше более ): (ширина обтачки Х 3) , то есть 12 см и более для одинарной окантовки и 39см и более для двойной. Рассчитываю, откуда я начну свою строчку и где закончу и ставлю отметку маркером. • Определяю место начала строчки на окантовочной полосе. Для этого на расстоянии НЕ МЕНЕЕ ( а лучше более), равном удвоенной ширине бейки + 1 см ( 9 – 27 см) от бокового среза полоски ткани, вкалываю булавку и совмещаю её с предполагаемым началом строчки на квилте. Начинаю строчить.( фото 12,13)
• При прострачивании на ровном участке никакими булавками бейку не скрепляю и строчу ,слегка её натягивая . Если у вас двойная окантовка – кладете открытые срезы к наружному краю квилта. Расстояние от края изделия : - при одинарной окантовке равно одному классическому припуску ( 0,7 см) ( фото 14 )
- при двойной окантовке строчим по нарисованной на ней линии . • Подойдя к углу на расстоянии 5-7 см, отмечаю иголочкой на бейке конец квилта и на расстоянии припуска от этой отметки вставляю булавку перпендикулярно моей строчке, или просто делаю отметку маркером ( фото 15)
• Дойдя до булавки, делаю разворот на 90 градусов в сторону наружного края и строчу вдоль булавки за край работы ( можно просто строчить на обратном ходу машины). НЕ ОБРЫВАЯ НИТКУ и опустив иголку, поднимаю лапку и поворачиваю работу снова к себе.( фото 16, 17)
• Закладываю бейку в углу сначала под 45 градусов ( ориентиры- угол квилта и крайняя точка пришива бейки ), так, чтобы её наружный край был «продолжением» необработанного края квилта. Затем опускаю бейку на квилт, точно совмещая её наружный край и край работы .Фиксирую булавкой поперек будущего шва. Опускаю лапку.( фото 18, 19,20)
• Строчу с самого края изделия на ширину припуска до следующего угла и т.д.( фото 21) На рисунке 22 я изобразила все этапы обработки угла
• Обработав таким образом последний угол, я строчу ещё несколько сантиметров по прямой до отметки окончания непрерывной строчки. ( фото 23, 24)
СОВМЕЩЕНИЕ НАЧАЛА И КОНЦА ОКАНТОВОЧНОЙ ПОЛОСЫ. ( если вы используете двойную окантовку, то сгиб её перед данной операцией надо расправить и разутюжить ) • Свободный кусок бейки ( правый ), оставшийся в начале обработки ,прикрепляю вдоль края изделия булавками. Его должно хватить примерно до середины необработанного участка, в конце этой бейки ставлю булавку «флажок» ( фото 25)
• С другой стороны закрепляю аналогично свободный кусок бейки (левый), дойдя точно до «флажка» ( фото 26)
• Левую бейку загибаю вверх под углом 45 градусов, проглаживаю ногтем . Совмещаю бейку с краем квилта и опускаю её вниз (сгиб под углом 90 градусов ),сгиб опять проглаживаю ногтем . Обрезаю бейку по сгибу , совмещенному с краем квилта ( фото 27, 28,29 )
• Затем, убрав все булавки, подкладываю левый конец бейки с заложенным углом под правый (мысленно представьте, что именно по этому сгибу у вас будет проходить в дальнейшем шов по косой)( фото 30).
• Расправляю угол, совмещаю срезы и строчу по сгибу. • Срезаю лишнее , расправляю срезы, проглаживаю ( в двойной окантовке складываю пополам и проглаживаю сгиб) . Снова закрепляю булавками непришитый кусок бейки и притачиваю его к краю изделия( фото 31,32). Все этапы этого процесса я изобразила на рисунке 33.
• Перегибаю окантовочную полосу на изнанку и тщательно проглаживаю по первому сгибу, стараясь не задевать углы ( фото 34)
ПРИТАЧИВАНИЕ ОКАНТОВОЧНОЙ ПОЛОСЫ НА ИЗНАНКЕ. • Перегибаю бейку на изнанку, плотно обхватив край изделия ( никаких пустот вдоль края не оставлять !!!) • Закладываю углы ( фото 35,36 )и закрепляю их булавками
• Пришиваю бейку вручную потайным швом , подгибая край если это одинарная окантовка. Если у вас двойная окантовка, пришиваете полоску по сгибу ( на фото 37- так выглядит окантовка на лице и изнанке).
ОКАНТОВКА –РАМА. ( фото 38 )
Такая окантовка по внешнему виду напоминает раму для обычной картины. Лучше всего для «рамы» подходит двойная окантовка, укрепленная флизелином . После притачивания бейки для окантовки на лицевую часть панно к ее пришитым сгибам надо на руках подшить дополнительную полоску синтепона, равную по ширине окантовке в готовом виде . Работа на изнанке не имеет никаких особенностей. Окантовку-раму гладить не рекомендуется, при необходимости можно лишь слегка её припарить. Линию сгиба окантовки на лице можно украсить дополнительно какой-то красивой строчкой из арсенала вашей швейной машины.
_________________ Мой блог на МММои творенияМой блог в Блоггере У МЕНЯ ПОМЕНЯЛСЯ ПОЧТОВЫЙ АДРЕС !!!
|
|