Как известно, в религиозной культуре практически всех стран произошло постепенное взаимопроникновение традиций, обычаев, обрядов или их элементов из народной, более ранней, и религиозной, церковной, более поздней. Это же есть и в русском православии, просто мы уже не замечаем, не разделяем многие нюансы (то же крашение яиц, цыплята, потом зайчики из Европы – англосаксонский символ. И т.д.).
Так, в приграничных к Финляндии русских карельских селениях было распространено колядование, сжигание Масленицы... Это перешло когда-то и на соседние финские территории. Хотя и на севере Финдяндии издавна был известен похожий обряд сжигания чучела, который прогоняет с зимой и «чёрные силы» в образе «труллей», позднее – ведьм . Кстати, изначально образ ведьмы был как раз хорошим, а постепенно, под влиянием шведской культуры, с юга, он перетрансформировался в негативный, стал выглядеть как старая одинокая страшная женщина-колдунья.
Но всё же в Финляндии сохранился её более благожелательный изначальный образ и доброжелательное отношение к нему, несмотря на то, что символика предполагает и «плохое». Вот как это отразилось в традициях (это всё - ведьмочки

):



Когда пришла христианская Пасха, она по времени совпала с теми языческими весенними празднованиями и обычаями, которые уже столетиями существовали у народа. И произошло незаметное слияние многих символов, и не очень они друг другу мешают, ужились мирно, как и во многих других религиях и странах, и слава богу!

(Правда, помню, где-то читала, что особенно после Второй мировой войны ведьмочки влились в финскую пасхальную культуру). Так, ведьмочки участвуют в сжигании чучела, воплощая победу света и жизни над тьмой и смертью. И они там в чёрных накидках, в чёрных шляпах, с метлой. Молодые девушки любят разрисовываться чёрным гримом под ведьмочек (это происходит, прежде всего, в Чёрную Пятницу, или здесь она называется Длинная).


Но ведьмочками же – добрыми! – наряжают маленьких девочек, которые в Пальмовое воскресенье (в русской версии – Вербное, поскольку пальмы у нас не растут) и потом перед Пасхой вместе со старым чайником-кофейником (тоже стал давно атрибутом ведьмы-старой одинокой женщины) и с украшенными веточками ходят по домам, поют заклички с пожеланием «свежего здоровья в новом году» и приговаривая в конце, что «вам – закличку, а мне – награду». И потом они постукивают тебя веточками, а в «награду» надо положить в кофейник сладости, печенюшки, выпечку… Мы каждый год встречаем на пороге таких девочек, иногда по несколько раз в день разные приходят.

И другим атрибутом ведьмы, когда она стала «бабкой, колдуньей», несомненно, появился чёрный кот.
Вот такую ведьмочку – объединённый образ доброй и не очень – например, несколько лет назад сшила одна из моих учениц, Кирсти. (Ох, наконец-то я вырулила из теории в лоскуты!)

. Идея была такова. Года 4 назад, когда ещё была старенькая группа, мы в конце учебного года планировали на следующий год провести очередные Дни открытых дверей нашего курса, которые здесь горожанам полюбились. И я предложила две симпатичные идеи – получилось потом здорово!

Одна из тех идей была галерея чёрно-белых миниатюр. Поэтому «на прощание» на последнем занятии я всем ученицам подарила стопку разных чёрно-белых красивых тряпочек, которые купила на продажах во время Лоскутных Общефинских дней. Не было условия, чтобы обязательно эти тряпочки использовать, просто я знала, как редко найти подобные разнопёстрые графические лоскутки и мне хотелось, чтобы у бабушек-тётушек был бы стимул. Потом получилось, действительно, необыкновенно. Я постараюсь найти эти фотки и показать, если вам интересно. А ведьмочка летит такая (это подарок племяннику, он просил):
