
Здравствуйте, мои любимые читатели.
Снова я со своими байками о Киеве, и снова в неурочный день. Что-то понедельник не желает запускать меня во всемирную паутину.
По традиции, уезжаю из центра на окраину. Опять Голосеево. Есть здесь местности Китаево, Мышеловка.
Сразу скажу, что в пещерах не была. Все фотографии из интернета, т.к. личные фото этой прогулки у меня только в бумажном виде, да и то в таком месте, что для меня сейчас не доступно. В Свято-Троицком храме изображение Досифеи расположено на одной из левых колон, лицом к алтарю, если не знаешь, то никогда и не увидишь.
фото местности можно посмотреть здесьДаже далеко не все коренные киевляне бывали в этом живописнейшем месте Киева, окруженном лесами и четырьмя озерами. Многим даже невдомек, что здесь находится одна из главных святынь православия, прозванная в народе «Киевским Афоном» - Китаевская пустынь. Китаево (Китаев)
Название, вероятно, происходит от тюркского слова «китай», распространенного и среди восточных славян (стена, укрепление, крепость). В Китаево сохранились остатки городища IX-X веков, укреплений и пещерных келий времён Киевской Руси. После принятия христианства Китаевская пустынь стала религиозным центром православия. Период IX-X столетий - ее звездный час. Лишь в XI веке, когда возникла Киево-Печерская лавра и началось строительство Выдубецкого монастыря, Китаевская пустынь утратила свое первоначальное значение. Лавра взяла на себя функции основной обители, и многие монахи перешли под ее своды. А Китай-город стал скитом, куда держали путь отшельники и все, кому опостылела мирская суета.
Во 2-й половине XII века сын Юрия Долгорукого - князь Андрей Боголюбский, прозваний Китаем, основал здесь дворец-крепость. В XIV веке в Китаево был создан пещерный монастырь - Китаевская пустынь, подчинённый с XVII века Киево-Печерской лавре. В 1763-68 архитектор С. Д. Ковнир построил здесь Троицкую церковь. Со временем здесь были построены кельи, колокольня (не сохранились). Но при этом монастырь оставался кормильцем Лавры: в чистом озере водилось столько рыбы, что ее можно было ловить руками, сады и земельные участки давали фрукты, овощи, ягоды, а пчеловодство приносило двойную пользу - мед и свечи. Все эти природные дары прямиком отправлялись на стол лаврских послушников и настоятелей. Ведь монахов там было столько, что в один день они могли отслужить сорок литургий по всем церквям Киева.
Возле входа в Свято-Троицкий храм - несколько могил. Одна из них – приснопамятного затворника Лавры преподобного схимонаха Досифея. Удивительная легенда о нем не уступает по сюжету авантюрному историческому роману. В XVII веке молодая женщина, дворянка по происхождению, бежала от мирской суеты в скит, переодевшись в мужскую одежду. В монастыре ее приняли и со временем посвятили в монахи. Ни у кого даже в уме не было, что таинственный монах – женщина. Чтобы никто не разгадал его тайну, Досифей изувечил свое лицо. Мудрого отшельника полюбили и священники, и прихожане; он многим помогал. Досифею хотели даже передать в управление монастырь. Но чем чаще звучало это предложение, тем дальше он уходил в пещеры, прячась от людских глаз, проводя часы в молитвах. Утверждают, что десятилетия жизни в аскезе и молитвах принесли Досифею дар предвидения. Именно он, наставляя известного соловецкого старца Феофана, велел ему идти на Соловки. Однажды пришел в скит отрок Прохор, будущий Преподобный Серафим Саровский. Ему настолько понравилось в Китаево, что решил здесь остаться. Однако Досифей благословил его отправиться в «пустыню Саровскую» - там помогать людям, и предрек ему великое будущее. Так и произошло. В 1744 году во время пребывания в Киеве императрица Елизавета Петровна посетила Китаевскую пустынь; для подъема императрицы со свитой на Китай-гору даже наспех сколотили деревянные ступени. Прослышав о чудном отшельнике, императрица решила с ним повидаться. Встреча состоялась, но о чем говорила Ее Величество с монахом никому неведомо. Доподлинно известно лишь одно: Императрица предложила отшельнику занять высокий пост в церковной иерархии. Но он отказался. А на прощание Елизавета оставила кошелек, набитый золотыми монетами, к которому монах даже не прикоснулся. Деньги пошли на строительство церкви в Пирогово. Лишь после смерти старца Досифея братия узнала, что то была девица. И то совершенно случайно. Спустя несколько лет пожаловала в Китаево на богомолье некая дворянка. Подошла к могиле, взглянула на портрет и обмерла: «Да это же моя сестра!» После долгих сопоставлений дат и событий, факт подтвердился. И покойный монах Досифей оказался дворянкой Дарьей Тяпкиной..
О ней подробнее здесь
Китаевская пустынь. Церковь Св. 12 Апостолов (слева) и церковь трех Святителей - Петра, Алексия, Ионы.
В 1832 году на месте деревянной была построена каменная церковь во имя Св. 12 Апостолов. Рядом же была воздвигнута каменная церковь трех Святителей - Петра, Алексия, Ионы. Каменный двухэтажный корпус братских келий построен в 1845 году. В 1895 году взвилась в небо на 22 сажени прекрасная каменная колокольня с боевыми часами. В Китаевской пустыни был обустроен крупный хозяйственный двор, за ним - построенное в 1871 году здание Лаврской братской богадельни. Там же в начале XX века открылся детский приют.

Вход в пещеры на Китай-горе.
Часовню на этом месте построил в 1909 году эконом пустыни архимандрит Феодосий. В пустынь был проведен водопровод от четырех источников, находившихся в версте от нее, в лесу. Вода поступала по трубам с помощью паровика, который обслуживал механик с двумя кочегарами. Брали ее также из двух колодцев, вырытых непосредственно в обители: один близ домика начальника пустыни, другой возле озера. Ежегодно в день Святой Троицы здесь устраивали ярмарки, на которые стекалось множество народа. Большое внимание в монастыре уделялось чтению духовной литературы. Для этого в обители имелась большая библиотека.
подробнее информация здесь и
здесьролик прогулки моих друзей по этим местамДо новых встреч.